Международные контейнерные перевозки из Китая

Итак, вы – начинающий логистик, работающий в Москве, и вам поставлена задача осуществить доставку груза из Китая в Россию. Характеристики этого груза (большой вес и объем при сравнительно невысокой стоимости) таковы, что идеальным вариантом доставки являются море плюс авто. Что нужно сделать ДО начала перевозки: во-первых, согласовать с заказчиком, на каких условиях отправитель будет отдавать груз – наиболее распространенные это FOB и EXW; во-вторых, в зависимости от весовых и объемных характеристик груза, определиться с типом и размером подаваемого контейнера; в-третьих, решить из какого порта в Китае выгоднее всего осуществлять транспортировку – бывает так, что груз равноудален сразу от нескольких портов, а это значит, что нужно выбрать самый дешевый из них. Затем следует обратиться либо в агентскую компанию, либо напрямую в контейнерную линию, которая будет перевозить ваш товар. С этого момента в транспортной цепочке будут фигурировать три лица: первое это вы в Москве, представляющий своего клиента-получателя, второе это отправитель или производитель в Китае, и третье - агент компании, специализирующейся на доставке морем. У вас на руках находится вся информация о планируемой отгрузке: номер заказа, проформа инвойса и упаковочного листа, а так же контактное лицо на китайской фабрике. Все эти документы должны быть переданы транспортной компании (агенту), которая будет забирать данный товар. Со своей стороны, эта компания должна сообщить вам контактное лицо, которое будет вести данную перевозку, и инструкции для отправителя по заполнению товарно-сопроводительных документов. Данные об этом контактном лице вы, в свою очередь, пересылаете китайскому отправителю вместе с вышеупомянутыми инструкциями. Когда он и агент свяжутся, можно будет сказать, что цепочка замкнулась. Однако это не значит, что теперь можно расслабиться и забыть о перевозке до того момента, пока груз не придет в порт назначения. Как правило, чтобы забрать груз требуется от пары дней до недели и еще столько же, чтобы погрузить его на судно. На вопрос, почему так долго, ответ простой: не следует забывать об экспортных формальностях в Китае, на улаживание которых тоже уходит время. Например, многие китайские компании, особенно мелкие и средние, в целях экономии не всегда оформляют экспортную лицензию, и бывает так, что уже и контейнер подан и зарезервировано судно, а оказывается - лицензии нет. В этом случае, изготовлением лицензии занимается сам агент, и для вас это означает дополнительные расходы, а, иногда, простои. Кроме того, для экспорта некоторых видов товаров, китайское законодательство предусматривает изготовление сертификатов определенных видов – случается так, что вопрос их наличия или отсутствия так же выясняется в самый последний момент. Наконец, не забывайте и о праздничных днях, во время которых все портовые службы могут не работать. По этой же причине у линий иногда временно отсутствуют свободные контейнера. Одним словом, до тех пор, пока агент не перешлет вам копию коносамента (bill of lading) с датой погрузки на судно, а отправитель не подтвердит, что груз забрали, считать, что перевозка началась, преждевременно. О том, какие бывают коносаменты, и типах контейнеров, мы поговорим в одной из наших следующих статей.