Международная доставка грузов в Россию и таможенное оформление (новейшая история)

Чтобы осветить данный вопрос в полной мере, обратимся к не столь далекой истории. Впериод Советского Союза государство было монополистом на рынке грузоперевозок, и все товарные потоки сосредотачивались в «одних руках». Наличие «железного занавеса» гарантировало поступление в страну только тех товаров, которые были допущены государством. Номенклатура импорта была крайне узкой – в основном завозилось то, что не могли производить сами, и внутренние производители были надежно защищены от любого вида демпинга. Таможенное оформление при этом носило условный характер и, можно сказать, происходило еще на этапе заключения контрактов. Обычно, после оплаты товара, вся информация о поставке передавалась зарубежным представительствам, которые были практически во всех странах, с которыми СССР поддерживал торговые отношения. Эти же представительства часто играли роль собственных транспортных экспедиторов, у которых были первоклассные склады и которые контролировали отправку транспортного средства к пункту назначения (вспомним небезызвестную «Совтрансавто»). На пограничном переходе, после прохождения досмотра, информация о товаре, при необходимости, могла быть еще раз согласована с соответствующим внешнеторговым объединением (а таких объединений было не так много), и далее транспортное средство могло спокойно следовать к месту разгрузки. Такая схема работала только в условиях низкого объема импорта и обособленного рынка.

С открытием границ в начале девяностых в страну хлынул гигантский поток самых разных импортных товаров, и тут выяснилось, что транспортно-экспедиционную и таможенную систему надо, фактически, строить заново. Заградительных барьеров в виде пошлин и средств нетарифного регулирования не существовало, собственные товары народного потребления не выдерживали никакой конкуренции с зарубежными аналогами, и надо было незамедлительно искать выход из сложившейся непростой ситуации. В срочном порядке создавались новые таможенные посты, писалось законодательство по таможенному оформлению и все то, что было заложено в середине-конце девяностых, во многом предопределило развитие внешнеторговой деятельности в России на много лет вперед. Стало ясно, что таможенные сборы могут стать одной из основных доходных статей бюджета, поэтому резко выросло число криминальных и полукриминальных структур, освоивших новые товарно-финансовые потоки. Несовершенство вновь созданной системы было велико – часто товар проходил таможенную очистку «валом», вошло в обиход понятие «сетки», а купленный на час «метр границы» стал прочно ассоциироваться с этим неспокойным периодом в жизни страны. Количество фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью выросло в тысячи раз по сравнению с недавним прошлым, но три четверти из них представляли «однодневки». Занижение таможенной стоимости, как один из видов уклонения от уплаты таможенных платежей, безусловно, наносило вред российской экономике, однако, в то же время, нельзя сказать, чтобы государство оставалось в накладе. Сама система таможенных рисков и классификационных решений предполагала завышенные проходные цены на самые популярные группы товаров, вот почему обычный китайский ширпотреб мог быть оценен >в несколько раз больше своей реальной стоимости (КТС).

С приходом двухтысячных «вертикаль власти» взяла контроль над таможней полностью в свои руки, но это не означало, что со всеми вышеперечисленными недостатками удалось справиться. В отдельных случаях, таких как «Черкизон», контрабанда достигла невиданных масштабов, во многом из-за покровительства соответствующих правоохранительных органов. Попытка дальнейшей международной интеграции, путем вступления в ВТО, в условиях разгорающегося мирового экономического кризиса и высокого уровня коррумпированности российской экономики не сулит ничего хорошего.