Рентабельность автомобильного транспорта при грузоперевозках в Россию

Получение прибыли первостепенная задача любого бизнеса. Размеры этой прибыли являются побуждающим мотивом для создания новых компаний и, служат причиной закрытия старых. Автомобильный транспорт никогда не был «Клондайком» для людей избравших его своей сферой деятельности, но, при грамотном подходе, и он может оказаться вполне выгодным. Насколько – решать вам.

Допустим, вы – хозяин небольшой транспортной компании с собственным автопарком. Рассмотрим, из чего складывается себестоимость обычной перевозки из Европы в Россию. Стоимость нового грузовика (трака) составляет около ста-ста тридцати тысяч евро. При идеальных условиях он окупается за четыре-пять лет непрерывной работы. Не у всех предпринимателей есть возможность сразу приобрести автопарк в собственность, поэтому довольно часто новые машины берут в лизинг. У лизинга есть свои достоинства и недостатки. Несомненным достоинством является то, что вы не вкладываете все свои собственные средства сразу. К недостаткам относятся обязательный ежемесячный платеж, страховка КАСКО, обслуживание машины только в дилерских авторизованных центрах и первоначальный взнос в размере 15-20% от стоимости автомобиля. Так же сюда придется добавить еще две-три тысячи евро за сцепку. Можно обратиться за кредитом в банк, но и здесь существуют определенные сложности в виде более высокого процента. Это связано с тем, что в случае невозврата денег, реализовать подержанный грузовой автомобиль за нужную цену банку будет проблематично, а значит, риски оцениваются выше и, соответственно, выше процент по кредиту. Однако лизинговая компания, в отличие от банка, скорее всего не оформит машину на вас или вашу фирму и, в случае задержки с платежами, будет иметь право забрать ее обратно, блокировать ваш счет и направлять все поступающие деньги себе, в соответствие с заключенным договором, даже без постановления суда.

Итак, после оплаты первоначального взноса, вы должны лизинговой компании сто двадцать тысяч евро. Если раскидать эту сумму на среднее время окупаемости – четыре года, то это будет означать ежемесячный платеж в размере двух тысяч пятисот евро. В среднем, машине за месяц удается сделать три рейса по маршруту Европа – Россия. Значит, за одну поездку нужно заложить не менее восьмисот евро, чтобы только окупить лизинг. Отдельной статьей расходов будет зарплата водителю (полторы-две тысячи евро в месяц), оплата «зеленой карты» (двадцать пять тысяч рублей за год), прохождение техосмотра, техническое обслуживание (даже если у нового автомобиля оно чисто символическое), стоимость топлива (около двадцати тысяч рублей, если брать доставку из приграничной страны, например, такой как Финляндия) членство в АСМАП, оплата держателя TIR (две тысячи рублей), CMR ответственности (тридцать тысяч рублей в год), ОСАГО и т.д. Помимо этого, международная автомобильная перевозка в Россию сопровождается многими свойственными только этому направлению рисками, к которым относятся простои в очередях на границе и СВХ, а так же штрафы и поборы со стороны дорожных служб и таможни. Не стоит забывать и об «обычных» ДТП, которые время от времени нет да нет, а случаются. Все эти объективные причины могут помешать сделать машине больше двух-трех рейсов за месяц, что сразу же резко снизит ее рентабельность. Так же с течением времени будут возникать дополнительные расходы на содержание машины, такие как, например, замена резины после трех лет интенсивной эксплуатации, а это еще около шести тысяч евро за двенадцать покрышек.

Неприятности могут поджидать и за рубежом: штрафы за неправильную эксплуатацию транспортных средств широко распространены в Европе, и от них тоже никто не застрахован. Так, ничто не может помешать специальным службам произвести технический контроль вашего автомобиля, и, при обнаружении неисправностей, наказать водителя помимо штрафа, лишив его права получить визу на ближайшие полгода. А ведь он может быть у вас на хорошем счету, и вам тоже придется оплачивать его вынужденное бездействие.

Что касается топливной составляющей, то расход солярки у всех евро фур стандартный – это тридцать-тридцать пять литров на каждые сто километров пути. Среднее расстояние от Москвы до Вильнюса или Хельсинки (близлежащих стран) составляет около тысячи километров. Простая калькуляция дает нам расход в размере восьмисот литров за рейс. При сегодняшних ценах на дизельное топливо это двадцать тысяч рублей или пятьсот евро.

Подведем итоги: стоимость топлива – пятьсот евро, зарплата водителя – четыреста евро, оплата TIR – пятьдесят евро, оплата РОСТЭК – двадцать пять евро. Всего получится примерно тысяча евро «лобовых» расходов за одну «ходку» машины туда-обратно. Плюс платеж по лизингу - восемьсот евро. Получается, себестоимость поездки будет, грубо говоря, тысяча восемьсот евро. При существующей ставке Вильнюс – Москва две тысячи евро это означает заработок в двести евро с одного рейса. Но и эти небольшие деньги могут уйти на оплату офиса, бухгалтерии, телефонной связи, пенсионные отчисления с зарплаты водителя и т.д. Не забываем и о содержании ремонтной базы, которая актуальна для машин возрастом от трех лет и более, аренды охраняемой стоянки или гаража, услугах механика. Так что же, неужели международные автомобильные перевозки в Россию происходят на грани рентабельности?! И да, и нет. Не стоит забывать, что после выплаты лизинговых платежей, фура перейдет в вашу полную собственность, а значит, спустя четыре года, вы вполне сможете ее продать в половину стоимости. Шестьдесят тысяч евро, поделенные на четыре года, дадут неплохой бонус в размере пятнадцати тысяч в год, что, само по себе, очень неплохо, особенно, если машина у вас не одна.