Таможенное оформление в условиях ВТО

Вопрос таможенного оформления на территории РФ всегда был крайне актуальным для всех участников внешнеэкономической деятельности. За время прошедшее от распада СССР по сегодняшний день эта процедура претерпела множество изменении, пройдя сложный путь от практически бесконтрольного ввоза товаров до чрезмерного ужесточения надзора за всеми импортно-экспортными операциями. Не секрет, что таможенная очистка в России всегда была делом гораздо более сложным, чем в большинстве других стран. Эта сложность проявлялась по-разному: в первую очередь это касалось документарного сопровождения, вопросов подтверждения цены, и, довольно часто, полной непредсказуемостью действий таможенных органов. Вплоть до того, что в случае даже сравнительно мелких нарушении штрафные санкции были настолько суровыми, что оказывалось проще отказаться от груза, чем бороться за него. Из-за этого шансы малого и среднего бизнеса выжить на рынке таможенных услуг всегда были значительно меньше, чем у крупных компаний. Российская таможня оказалась лидером в вопросе непостоянства своей работы, потому что нововведения происходили здесь чаще, чем в любой другой области экономики. Фраза «новый год – порядки новые» иногда могла оказаться актуальной для участников ВЭД в течение месяца, а то и пары недель. Ежедневный выход новых рисков, обновление базы данных по таможенной стоимости, многочисленные классификационные решения, изменение таможенных пошлин – все это требовало постоянного мониторинга за тем участком рынка, на котором работал тот или иной российский импортер-экспортер. Такой жесткий подход со стороны государства можно было понять: как-никак таможенные сборы представляли собой вторую доходную статью бюджета после природных ресурсов, и поэтому для наполнения казны с мнением участников торгового процесса особо не церемонились.

Что же изменилось или может измениться в процессе таможенного оформления грузов или «растаможки» в связи со вступлением нашей страны в ВТО? На данный момент, с полной ответственностью можно сказать, очень немногое. Сокращение личного состава таможенных органов, вследствие чего многие настоящие специалисты были вынуждены уйти в другие области, закрытие или объединение таможенных постов, логистические потоки которых складывались годами, проведение необдуманной реформы по переносу мест оформления на границу никак не способствовали началу работы по международным стандартам. Здесь необходимо упомянуть, что вступлению в ВТО предшествовало вступление в еще одно экономическое объединение под названием Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. Такое значительное расширение мест таможенного оформления в соседних государствах и одновременно постепенное снятие заградительных барьеров с иностранных экспортеров однозначно скажется и уже сказывается не в лучшую сторону на наполняемости российского бюджета. Преференции, которые получили или получат некоторые российские компании, вывозящие свою продукцию за рубеж, никак не смогут заполнить образовавшуюся дыру. Прогнозируется, что первые выгоды от вступления в ВТО мы получим через 10-15 лет, но никто не объясняет, за чей счет мы сможем протянуть данный отрезок времени. Парадоксальность ситуации заключается и в том, что государство никак не понизило планку сбора таможенных платежей, а с каждым годом поднимает ее все выше, из-за низкой эффективности российской экономики. Как следствие, таможня вынуждена отыгрываться на участниках внешнеэкономической деятельности, неоправданно корректируя стоимость завозимых товаров в большую сторону. Хотя и это удается ей не в полной мере, потому что за то долгое время, которое было потрачено на борьбу с фирмами-однодневками, импортеры научились возить «в белую» и отстаивать свои права в суде. Более того 90% подобных дел решается не в пользу таможни, и не удивительно, что деньги собранные в бюджет любой ценой сегодня, завтра вновь уплывают к своим законным хозяевам.

Основной вывод, который можно сделать уже сейчас, это то, что со вступлением в ВТО процедура таможенного оформления, вопреки обещаниям официальных лиц, не упростилась и жизнь участников внешнеэкономической деятельности не стала легче. Просто борьба с таможней приняла другие формы, но осталась борьбой. Интересным моментом можно считать неожиданный возврат к «серым» схемам и откровенной контрабанде в духе 90-х, что опять же доказывает отсутствие должного государственного управления. Отдельные положительные моменты, такие как ликвидация крупнейшего монополиста «РОСТЭК», можно объяснить лишь внутри клановой борьбой и переделом сфер влияния в условиях усиливающегося экономического кризиса. Поэтому не удивительно, что сегодняшний рынок таможенных услуг предлагает полный перечень вариантов завоза товаров, начиная от уже упомянутых криминальных и заканчивая «белыми» или условно «белыми». Правда исторически растаможка в «белую» в российских условиях как была, так и остается, если не совсем рентабельной, то гораздо более сложной. Серые схемы, в свою очередь, предполагают серьезные риски, которые могут себе позволить только крупные компании со связями в правоохранительных органах, и, соответственно, эти же компании устанавливают цены на российском рынке, делая невозможной конкуренцию с ними в рамках существующего законодательства для малого и среднего бизнеса.